Курсовая работа по педагогике.
Тема: "Пути и особенности формирования коллектива младших школьников "
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты изучения детского коллектива как объекта и субъекта воспитания…………………………………………………………………...6
1.1.Определение и основные характеристики детского коллектива, условия его формирования……………………..6
2.1.Формирование детского коллектива в контексте педагогического взаимодействия……………………..15
2. Практическое изучение влияния педагогического взаимодействия на формирование коллектива младших школьников…………………………………21
2.1. Описание методики и проведения исследования………21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……24
Заключение…………………30
Литература…………………31
Введение.Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива.
Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Кроме того, социально-экономические изменения, происшедшие в последние полтора-два десятка лет привели к тому, что в обществе появились люди, очень сильно различающиеся по материальному достатку. Педагогам знакомы факты, когда положение ребенка в школьном коллективе во многом определяется его материальным достатком (наличие дорогого мобильного телефона, компьютера, и т.д.).
В советский же период наблюдалось относительное равенство в материальном и социальном отношении. Все были равны, и почвы для конфликтов на этой основе не возникало. Кроме того, статус педагога был высоким, авторитет учителя во многом непререкаем.
Надо отметить, что наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является младшая школа.
Именно в младшей школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм[3].
Особенностям формирования школьного коллектива посвящены работы многих исследователей в области психолого-педагогической науки. Так, например, еще А. В. Луначарский, Н.К. Крупская обосновывали и указывали на необходимость именно коллективного воспитания детей, выработки у них чувства коллективизма, товарищества. Особую роль в этом отношении сыграли А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Так А.С. Макаренко глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива[12,c.349-350].
Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования школьного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса»[5], показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри школьного коллектива.
Однако необходимо отметить, что данная тематика требует своего дальнейшего изучения, в контексте быстро меняющихся социально-экономических реалий.
Таким образом, данная курсовая работа охватывает круг проблем, связанных с формированием детского коллектива.
В ней определяются следующие:
Цель исследования: выяснить основные пути и особенности формирования детского коллектива.
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!