Курсовая работа по психологии.
Тема: "Психологические факторы эффективности педагогической оценки знаний учащихся"
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………….......................................................................................................3
1.Психолого-педагогические аспекты педагогической оценки знаний учащихся…………..................................................5
1.1.Сущность, функции и роли педагогической оценки знаний учащихся..... .........................................................................5
1.2.Основные психологические факторы, детерминирующие эффективность педагогической оценки знаний учащихся...12
2.Прикладные аспекты использования педагогической оценки в контексте ее эффективности. .........................................19
2.1.Относительность или противоречивость педагогической оценки. .................................................................................19
2.2.Методические рекомендации по вынесению педагогической оценки с учетом психологических факторов, повышающих ее эффективность 22
Заключение…………………………………………...28
Литература……………………………………………29
Введение.
Профессионализм и компетентность педагогической деятельности состоит в искусстве педагога воспитывать и развивать учащегося с учетом индивидуальных возрастных особенностей. Воспитание и развитие личности учащегося происходит посредством педагога не только через предмет и методы обучения, но и с помощью оценки, которая представляет собой фактор непосредственного руководства учением учащихся.
Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося. Как показывают многие исследования [1],[8],[11] педагогическая оценка оказывает действенное влияние на личность ученика в целом, его отношение к учебной деятельности и даже на социальный статус в школьном коллективе. Особенно это касается младших школьников.
Ввиду этого актуальным становится учет психологических факторов эффективности педагогической оценки в проверке знаний учащихся. Ведь правильно выставленная оценка, выступая естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, повышает мотивацию обучения ребенка, позволяет ему объективно определить свои успехи и неудачи, что определяет ее исключительную важность[3, c.27].
К сожалению, необходимо констатировать, что исследований посвященных выбранной тематике в настоящее время не достаточно для полного разрешения проблемных моментов. Информация, касающаяся психологии педагогической оценки, как правило, соотносится с воспитательными моментами, а не с образовательными. Раскрываются в основном влияния оценок взрослых: учителей, родителей на самосознание и самооценку ребенка в контексте регуляции его эмоционально-поведенческой сферы, а неэмоционально-когнитивных процессов в ходе обучения[18],[19],[21].
Кроме того, зачастую педагоги, вынося оценку знаниям учащихся, страдают крайней субъективностью, не учитывают психологическое состояние учащихся, их индивидуально-личностные особенности, что говорит, по меньшей мере, об отсутствии у педагогов представлений о психологии педагогической оценки[5],[12],[21].
Цель исследования: выяснить особенности психологических факторов педагогической оценки знаний учащихся в контексте ее эффективности.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность, роль и функции педагогической оценки знаний учащихся;
б) дать общую характеристику психологических факторов, влияющих на эффективность педагогической оценки;
в) определить прикладные аспекты учета психологических факторов для повышения эффективности педагогической оценки знаний учащихся.
Объект исследования: процесс педагогической оценки знаний учащихся
Предмет исследования: влияние психологических факторов на эффективность педагогической оценки знаний учащихся.
Литература:
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - Л.: Наука, 1935.
Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996.
Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. - М.: Просвещение, 1996.
Божович, Л.И. Педагогическая психология / Л.И. Божович // Педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М., 1999. – Т. 2.
Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в обучении. //Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М.: Просвещение, 1987.
Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Академия, 1991.
Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.
Крутецкнй, В. А. Психология обучения и воспитания школьников. —М.: Просвещение, 1976.
Немов, Р.С. Психология.В трех книгах. Книга 2. Психология образования. 2-е издание. М: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», гуманит. изд.центр «ВЛАДОС» 1995.
Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.-М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
Перовский, Е. И., Проверка знаний учащихся в средней школе.- М.: Педагогика, 1960.
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед. колледжей.- М.: ВЛАДОС,2001.
Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред А.А. Бодалева. –М.: Педагогика,
Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
Реан, А.А. Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология –СПб.: Питер, 1999.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2000.
Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста.// Вопросы психол.-1969.-№4.-С.105-116.
Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения.// Вопр.псих-гии, №3,1979.С.62-72.
Цукерман, Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 2004.
Глухова И.В. Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальнойшколе.http://festival.1september.ru/articles/310771/
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!