Курсовая работа по педагогике.
Тема: "Взаимодействие родителей и вопитателя ДДУ "
СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что семья и детский сад, являясь основными институтами социализации и воспитания дошкольника, не могут осуществлять данные процессы эффективно и оптимально для развития ребенка без сотрудничества и перманентного взаимодействия.
По мнению исследователей, общение педагогов и родителей в контексте организации такого взаимодействия, должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками детского сада, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада.
Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на психическом, физическом и социальном здоровье ребенка. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Инициирование педагогами взаимодействия с семьей только по финансово-хозяйственным вопросам тормозит развитие разносторонних, конструктивных отношений, полезных всем участникам образовательного процесса.
Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое. Стремление педагогов дошкольного учреждения к изменению формы общения педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Развитие национальной системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода на качественно новые содержание и технологии образовательного процесса, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности ребенка, формированию общего образовательного пространства.
Организация образовательной среды при четком взаимодействии детского сада и семьи является своеобразным моделированием микросоциума. В этом случае совместная деятельность воспитателей, с семьей выступает важнейшим фактором создания эффективной образовательной среды. Процесс организации образовательного пространства ребенка дошкольного возраста, как отмечает О. В. Артамонова, отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Данные ценностные ориентиры обеспечивают развивающий характер среды [1], которая позволяет обмениваться информацией, опытом воспитания ребенка, вырабатывать общую программу действий, осваивать гуманистические и демократические принципы жизнедеятельности, выражающиеся в той или иной воспитательной позиции родителей и педагогов, их педагогической культуре.
Воспитатели совместно с другими специалистами выступают в роли организаторов нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Работа специалистов с семьей переносится в плоскость культурно-образовательной деятельности, которая содействует развитию самосознания родителей, совершенствует их педагогическую позицию. В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольных учреждений с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное вхождение его в новый социум.
Реформирование системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями, не обошло стороной начальное звено — дошкольное образование. Существенным образом изменилось отношение общества к семье как воспитательному институту. Пропаганда педагогических знаний, всеобуч родителей перешли в более качественную форму работы с микросредой — «открытое» (или партнерское) взаимодействие участников образовательного процесса. Исследования Е. П. Арнаутовой, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой подтверждают переход к «открытому» взаимодействию дошкольного учреждения и семьи [8]. В связи с этим учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, специфика современной семьи, особенности детско-родительских отношений и методы коррекции, определялись наиболее эффективные формы работы (Е. П. Арнаутова, О. Л. Зверева, Л. М. Кларина, Р. К. Сережникова и др.).
В нашей республике создана нормативно-правовая основа для развития социально-образовательной политики государства по отношению к семье, одной из главных целей которой - является признание ее приоритета в становлении личности, обеспечение семье прав и социальных гарантий. Согласно исследованиям С. С. Бубена, Л. И. Смагиной, В. В. Чечета, уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социальнообразовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика, определяют направления работы образовательных учреждений. Эта система учитывает особенности становления личности ребенка, интересы семьи, специфику того или иного региона [5; 13; 21; 33].
Не последняя роль в этой системе принадлежит воспитателю дошкольного учреждения. Таким образом, данная курсовая работа посвящена проблеме исследования взаимодействия воспитателя и семьи.
Цель исследования: определить основные виды взаимодействия воспитателя и семьи.
Задачи исследования:
а). Проанализировать
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!