Проблема эмоционального развития личности является в психологии
одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной
концепции развития эмоциональной сферы личности. Существуют противоречивые мнения
относительно данной проблемы. Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман)
считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению
с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой
системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Так, К.
Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается
неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие,
и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [1]. Необходимо отметить,
что положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории
Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития
эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того,
как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные
предпосылки. Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоциональное переживание
как целое, не разложимое на единицы, и предполагает изначальное соответствие
между эмоциональным состоянием и экспрессией.
По существу, концепция Изарда представляет собой биологическую
модель развития эмоций, которая исторически исходит из Дарвиновской точки зрения
о том, что эмоциональная экспрессия имеет адаптивное значение в жизни организма
и в связи с этим запрограммирована в специфических биологических структурах.
Биологическая интерпретация эмоций предполагает жесткую связь между различными
компонентами эмоций, в частности, между стимулами и эмоциональными состояниями,
между эмоциональными состояниями и эмоциональной экспрессией, между эмоциональными
состояниями и переживаниями.
Однако необходимо отметить, что в концепции Изарда предпринимается попытка преодоления
ограниченности биологической модели развития эмоций. В частности, он пишет:
«По мере развития человек научается различным реакциям на переживание эмоций»,
а точнее, «усложненной модификации одного и того же типа реакции» [2].
Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональная
сфера человека, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн
выделяет три уровня эмоциональной жизни человека. Первый уровень — элементарные
физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием,
неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер.
Следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, «соответствующие
предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень характеризуется
более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него
Как составная часть эмоций. И, наконец, третий уровень — это мировоззренческие
чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно,
что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные.
С. Л Рубинштейн утверждал: «Эмоциональное развитие человека проходит ... путь,
аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка,
сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития
оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором
ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения.
Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и
абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг — чувство становиться
избирательным» [3].
Интересной представляется нам теория эмоционального развития
М.Люиса. В рамках этой теории реализуется структурный подход, согласно которому
эмоция рассматривается как процесс, состоящий из отдельных звеньев в совокупности
их связей друг с другом. Выделяются следующие компоненты эмоционального процесса:
стимул, рецептор, эмоциональная экспрессия, эмоциональное переживание. Эмоциональное
развитие, согласно этому подходу, представляется как развитие отдельных элементов
эмоционального процесса и связей между ними. Предполагается, что у ребенка от
рождения существует определенная асинхрония между отдельными компонентами эмоций,
например, между эмоциональным состоянием и экспрессией, эмоциональным состоянием
и переживанием и т. д. В связи с этим развитие представляется как процесс социализации
эмоций, смысл которого в том, чтобы специфическим способом связать экспрессивное
поведение, внутреннее состояние и ситуацию. Главное внимание в этой концепции
уделяется изучению отдельных сторон социализации и выделению социальных факторов,
опосредующих развитие переживаний.
Роль мотивационной обусловленности в эмоциональном развитии
человека была исследована В. Вилюнасом. Он связывал мотивационную обусловленность
с процессом смыслообразования, говоря о том, что смыслы, являясь единицей психики,
представляют собой единство аффективного и интеллектуального. Говоря о механизмах
воздействия среды на эмоциональное развитие человека, Вилюнас связывает эмоциональные
процессы с личностными образованиями.
Исследуя динамику эмоционального развития, У. Макдаугл также говорил о связи
эмоций с ситуацией, в которой протекает деятельность субъекта. Главная идея
Макдаугла состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями,
которые обобщенно можно назвать эмоциями успеха или неуспеха.
П. М. Якобсон обращается к анализу такого сложного феномена,
каким является эмоциональная сфера человека, и предлагает пути эмоционального
развития личности, «воспитания чувств». Предпосылкой развития чувств, по утверждению
П. М. Якобсона, является их общественная природа, которая определяет характер
поступков человека. Эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях:
1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с чувствами,
которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий;
3) Усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной
сфере ребенка, которое занимает существенное место; 4) социализация чувств.
В российской психологии переживание рассматривается в качестве
одйой из центральных категорий, характеризующих эмоциональный мир личности.
От переживания во многом зависит направленность развития личности. Именно таким
образом трактовали понятие «эмоциональное переживание» Л. С. Выготский и Л.
И. Божович, Л. Н. Рожина, доказывая его ведущее значение в формировании личности
ребенка и проявлении негативных отклонений в этом процессе. Л. С. Выготский
отмечает: «Участвуя в процессе психического развития от самого начала до самого
конца в качестве известного момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь
с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания,
свойственного каждому возрастут являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения
своей психической природы» [4].
На важность эмоционального развития личности обращает внимание
в своих работах Л. Н. Рожина. «Усиливая, фиксируя, разнообразя свои эмоции и
чувства, человек поддерживает свою активность, устойчивость в контактах с миром
и людьми». Автор утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности в любом
возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя
и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.
А. Е. Ольшанникова, отмечая, что развитие эмоционального
мира личности является частью единого процесса психического развития детей,
и опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эль-конина, утверждает, что эмоциональное
развитие осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций
(обогащение качественной палитры переживаний); 2) формирование способности контролировать
и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом абсолютной частоты эмоциональных
реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы).
А. В. Петровский отмечает, что «саморегулирование, самосознание
в сфере чувств направлены на овладение своей эмоциональной сферой и осуществляют
процесс совершенствования себя как личности». Об «умении управлять спонтанными
эмоциональными побуждениями и реакциями» как о вареном показателе эмоционального
развития писал В. И. Слободчиков. Он считает, что совершенствование высших эмоций
и чувств происходит по мере социализации и развития индивида, становления личности.
Такое развитее идет в нескольких направлениях: во-первых, в направлении, связанном
с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых предметов, событий,
людей; во-вторых по линии повышения уровня сознательного управления эмоциями;
в-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более
высоких ценностей и норм.
Л. П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития, эмоциональной
регуляции — сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности
и произвольности, а также когнитивный характер ориентации в ситуации. Она выделяет
следующие параметры развития эмоциональной сферы человека:
• умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего
мира;
• умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения
и эмоциональные состояния других;
• многообразие способов эмоционального реагирования;
• широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;
• интенсивность и глубину переживания;
• уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
• терминологическую оснащенность языка.
Под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная
дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств
другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный
отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и
контролировать чувства.
В области изучения эмоционального развития личности остается
до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит
гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями.
Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального
Развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать
механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны
внутреннего мира личности.
Литература:
1. Изард К. Психология эмоций.— М., 2000.— С. 96
2. Изард К. Психология эмоций.— М, 2000.— С 53
3. Рубинштейн С. Л. Собрание сочинений: В 6 т.- М .: Уч педгиз,1946.-Т.2.—С.297.
4. Олъишнникова А. Е. Эмоции и воспитание.- М, 1983.-С.31