СОДЕРЖАНИЕ: Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты становления социально-педагогической работы в историческом контексте…………………………………………………6
1.1. Социально-педагогическая работа в странах древнего мира………..6
1.2. Этапы становления социально-педагогической мысли в Западной Европе………………………………………………………………….14
2. Анализ специфики становления и развития социально-педагогической работы в Беларуси………………………………………………………...20
2.1. Развитие социально-педагогической работы в Беларуси в период нахождения ее территории в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой…………………………………………………………………...20
2.2. Развитие социально-педагогической работы в Беларуси в период нахождения ее территории в составе Российской империи………………….27
2.3. Развитие социально-педагогической работы в Беларуси в период нахождения ее территории в составе СССР…………………………………..30
2.4. Развитие социально-педагогической работы в Республике Беларусь.34
Заключение…………………………………………………………………...38
Литература……………………………………………………………………39
Введение.
Таким образом, вышесказанное указывает на особую актуальность выбранной тематики. Ее актуальность еще обуславливается и тем, что в нашем обществе произошла некоторая переориентация на западные культурные ценности. Кроме того, длительная "русификация" как в царский период, так и в советский способствовала нивелированию влияний национально-культурных традиций, имевших длительную и самобытную историю, на воспитание, в том числе и социальное подрастающего поколения[17],[18]. Исходя из сказанного выше в данной курсовой работе определяются следующие:
1.Цель исследования: выяснить специфику становления социально-педагогической работы на территории Беларуси.5.Гипотеза исследования: более эффективное развитие социально-педагогической работы в Беларуси в историческом контексте определялось политической независимостью государства.
1.Теоретические аспекты становления социально-педагогической работы в историческом контексте.
1.1.Социально-педагогическая работа в странах древнего мира.
Исторический материал констатирует тот факт, что социально-педагогическая работа существовала уже в глубокой древности. В государствах, которые в силу различных причин получили наибольшее процветание и развитие, вопросы социальных отношений, сострадания, помощи нуждающимся, становились в центр обсуждения древних мыслителей. На уровне самого государства закладывались основы регулирования благотворительности и призрения[4]. Рассмотрим более подробно специфику организации и реализации социально-педагогической работы на примерах Древней Греции, Индии и Египта. Древнегреческая цивилизация была представлена городами-государствами (полисами), которые возникали в силу особых климатических условий, а также географической и политической замкнутости отдельных территорий. Данные полисы отличались закрытостью, характеризовались определенными формами государственного устройства, традициями, нравами. В VI-V вв. до н.э. на первый план среди сотен древнегреческих полисов выдвинулись два наиболее сильных города-государства: Афины и Спарта. Именно под знаком их противоборства и развивается дальнейшая история государственности и общественного призрения в Древней Греции[4,c.34]. Для истории социальной работы имеет значение оценка древнегреческой цивилизации, сделанная известным философом XX в. Б. Расселом: "Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем внезапное возникновение цивилизации в Греции. Многое из того, что создает цивилизацию, уже существовало в течение тысячелетий в Египте и Месопотамии и распространилось оттуда в соседние страны. Но некоторых элементов недоставало, пока они не были восполнены греками (приводится по [7]. В Афинах сложились три основных слоя населения: граждане полиса (пользовавшиеся всей полнотой прав и обязанностей - около 55 % населения), метеки (лично свободные, но не полноправные, чаще всего чужеземцы, около 9%) и рабы (по представлениям того времени - не люди, а вещи, имеющие человеческое подобие, чаще всего военнопленные - около 36 % населения полиса). Высшим органом власти в Афинах стало народное собрание (агора), которое собиралось до десяти раз в год и в котором могли участвовать все свободные граждане-мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста. По законам Клисфена (ок. 502 г. до н.э.), Афины управлялись выборными должностными лицами. Доступ к гражданским должностям (магистратам) не зависел от имущественного ценза, а со времен Перикла (490-429 гг. до н.э.) магистраты стали получать жалованье, что позволило участвовать в управлении бедным согражданам. Народное собрание могло требовать отчета от должностных лиц, подозреваемых в измене, нечестии, сокрытии доходов, а при наличии бесспорных улик - карать виновных наложением штрафа, изгнанием или смертной казнью. Политическими правами пользовались только граждане полиса. Лакония, столицей которого была Спарта, занимала юго-восточную часть Пелопонесского полуострова. Спартанцы были правящей народностью, они завоевали эту страну во время дорийского нашествия севера в IX в. до н.э. и низвели местное селение до положения крепостных. В Спарте складывается образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного на селения илотов (в буквальном переводе - "пленные", бесправные крестьяне - полурабы, около 100 тыс. - 200 тыс. чел.) искусственно сдерживало развитие частной собственности, пытаясь сохранить равенство среди самих спариатов. Соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование различных политических устройств. Афины были защитницей демократии, а Спарта - олигархии.
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!