Дошкольник как субъект педагогического воздействия
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретический анализ проблем педагогического воздействия на детей до-школьного возраста……………………………………………………………….6
1.1. Средства и методы педагогического воздействия на личность…………...6
1.2. Особенности педагогического воздействия на дошкольника……………11
1.2.1. Возрастные особенности дошкольника в контексте педагогического воздействия
на него……………………………………………………………...11
1.2.2. Требования к личности воспитателя, осуществляющего педагогическое воздействие
на дошкольника……………………………………………………18
2. Практическое изучение влияние личности воспитателя на дошкольников как субъектов педагогического воздействия…………………………………..23
2.1. Методика и организация исследования……………………………………23
2.2. Анализ и интерпретация, полученных результатов……………………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….3
Введение.
Актуальность проблемы педагогического воздействия на ребенка до-школьного возраста,
как субъекта такого воздействия очевидна и связывается со многими причинами,
имеющими объективный характер.
Приведем лишь некоторые из них. Первое на чем хотелось бы остано-вится это возрастные
характеристики дошкольника, которые проявляются в известной незрелости многих
психических процессов, включении в многооб-разную деятельность, формировании
организма как биологической системы и т.п. Данные особенности подразумевают
такое педагогическое воздейст-вие, которое бы позволяло личности ребенка максимально
проявлять свои возможности и способности, беспрепятственно развиваясь при этом.
То есть принцип гуманистического отношения к ребенку должен стать в этом отно-шении
превалирующим. К сожалению, во многих случаях приходится кон-статировать стереотипное
отношение к ребенку, основанное на бытовом по-нимании процессов воспитания и
образования.
Другим немаловажным фактором является проблема личности носите-лей педагогического
воздействия, то есть самих педагогов и воспитателей, которые осуществляют воспитательно-образовательный
процесс. Не секрет, что личностные характеристики педагога являются решающими
в формиро-вании процесса педагогического воздействия. Они обуславливают многие
стороны педагогического взаимодействия, формируют у дошкольников пози-тивное
либо негативное отношение, как самим педагогам, так и к той дея-тельности, которой
их данные педагоги обучают.
Таким образом, дошкольник как субъект воспитания сталкивается как минимум с
двумя трудностями: во-первых, собственные возрастные ограни-чения и особенности,
с которыми ему постоянно необходимо иметь дело в педагогическом процессе, а,
во-вторых - требования со стороны педагога, выражающиеся в педагогическом воздействии,
направленном, прежде всего на социализацию ребенка, усвоение им необходимых
общественных правил и норм. Однако ключевой фигурой в данном процессе необходимо
признать все же личность взрослого (педагога, воспитателя и т.д.), который в
силу большего жизненного опыта, полученного образования, специальной прак-тической
подготовки должен осуществлять необходимое влияние на ребенка без ущерба для
последнего.
Надо отметить, что проблема дошкольника как субъекта педагогическо-го воздействия
отражена в работах исследователей в области психолого-педагогических наук.
Так, например, Е.А. Панько [11],[12],[13]в своих работах показала важ-ное место
личности воспитателя в микросреде ребенка. Именно благодаря специфике педагогического
воздействия воспитателя, по мнению автора, у ребенка формируется в последующем
и определенное отношение к миру в целом.
С.А. Козлова и Т.А. Куликова [7] подчеркивают необходимость учета возрастных
особенностей дошкольника в связи с построением педагогиче-ского процесса с ними.
По мнению авторов, педагогическое воздействие на личность ребенка-дошкольника
должно учитывать быстроменяющуюся кар-тину возраста. Ведь даже период в полгода
для дошкольников – огромный временно отрезок, в течении которого происходят
интенсивные изменения не только в его личности, но и в организме.
Я.Л. Коломинский и соавторы [8] показывают влияние педагогического воздействия,
вернее того, в какой форме оно осуществляется, на формирова-ние не только личности
ребенка, но и его социального статуса в коллективе.
Не смотря на это, данная проблема все же мало представлена в научной литературе.
Как правило, рассматриваются наиболее общие вопросы педаго-гики младшей школы.
Ввиду этого, возникает потребность в дальнейшем изучении проблемы дошкольника
как субъекта педагогического воздействия.
Таким образом, в данной курсовой работе определяются следующие:
Цель исследования: изучить особенности педагогического воздействия на дошкольника.
Задачи исследования:
а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по
теме исследования;
б) охарактеризовать сущность педагогического воздействия;
в) показать возрастные аспекты педагогического воздействия
на дошкольника;
г) выяснить роль личности педагога в контексте педагогического
воздействия на дошкольника
Объект исследования: дети дошкольного возраста, воспитанники дет-ского сада.
Предмет исследования: влияние личностных характеристик педагога в ходе педагогического
воздействия на дошкольника
Гипотеза исследования: воспитание ребенка- дошкольника в ходе педа-гогического
воздействия зависит от его отношения к личности педагога.
Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической ли-тературы по
теме, беседа, наблюдение.
1.Теоретический анализ проблем педагогического воздействия на детей
дошкольного возраста.
1.1.Средства и методы педагогического воздействия на личность.
Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим
процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характери-зующих
совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо
методом обучения. Разделение средств и методов на воспи-тательные и образовательные
весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому используются более универсальные
понятия «средства воздействия на личность» и «методы воздействия на личность»[14].
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде
всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразно-сти решения конкретной
задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. до-биться усвоения им определенной
суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе
необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно
постоянно стиму-лировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы
и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять
групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как
прием. Прием выступает как элементарное звено педагогическо-го процесса, как
практический акт реализации того или иного метода в раз-личных педагогических
ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это приме-ры приемов убеждения. Одобрение,
похвала, благодарность - приемы поощ-рения.
Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих
решать те или иные педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогиче-ского воздействия.
Выделяют следующие наиболее важные формы организа-ции педагогического воздействия:
учебный процесс; внеаудиторная работа; семейное воспитание; воспитательная деятельность
молодежных организа-ций; воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства
и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна)[4, c.43].
Рассмотрим более подробно названные выше методы воздействия на личность.
1. Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека
с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности
педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как
внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова
играют такие приемы как беседа, лекция, дис-пут. Эффективность методов убеждения
зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные
из них: высокий авторитет пе-дагога, опора на жизненный опыт воспитанников,
искренность, конкретность и доступность убеждения, сочетание убеждения и практического
приучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
2. Упражнение и приучение. Упражнение - это планомерно организован-ное выполнение
воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития
их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения
воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Или, говоря по-другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших
привычек.
Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия приме-няется для
решения самых разнообразных задач гражданского, нравственно-го, физического
и эстетического восприятия и развития. Без систематическо-го применения разумно
поставленных упражнений нельзя добиться дейст-венности воспитательной работы.
В практике воспитательной работы приме-няются в основном три типа упражнений:
упражнения в полезной деятельно-сти; режимные упражнения; специальные упражнения.
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!