На главную

 

Курсовая   работа по психологии

Тема: «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста» 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ …...... 7

1.1           Понятие пространственная ориентация………….……………… 7

1.2           Физиологические и психологические механизмы развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста ..………. 9

1.3           Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста…………..… 14

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОСБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………17

2.1    Характеристика этапов и методов исследования развития пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста ..17

2.2    Анализ результатов проведённого исследования………………19

2.3 Рекомендации по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста ……………......................................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………27

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………….………..………………29

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета [6, с. 113].

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим [9. с.5].

Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений  собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.). «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка» [4. с.175].

В своем учебном пособии А.А. Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося» [6, с.113].

Выявление особенностей развития пространственной  ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.<....>


РЕФЕРАТ

Объем курсовой работы составляет 28 страниц, 2 таблицы, 3 рисунка, 13 использованных источников, 5 приложений.

ОРИЕНТАЦИЯ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯНИЯ, ТОЧКА ОТСЧЕТА, ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Общий объём выборки 20 человек.

 

Цель исследования: выявить особенности развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.

 

Методы исследования:

-       анализ литературы по проблеме исследования;

-       эксперимент, включающий методики (1 – ориентация относительно себя, 2 –ориентация на листе бумаги, 3 – ориентация в пространстве);

-       количественный и качественный анализ эмпирических данных.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что особенности развития пространственной ориентировки у  дошкольников определяется особенностями организации их деятельности.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных эмперических данных на прктике. Материалы курсовой работы могут служить основой для разработки рекомендаций родителям дошкольников и педагогам дошкольных учреждений по развитию внимания у детей.

Степень научной новизны: выявлены особенности развития пространственной ориентировки детей дошкольного возраста.

Автор подтверждает, что приведённый в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.                   

 


Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

 

 



Используются технологии uCoz