СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………….3
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самооценки учащихся старших классов……………………………………………5
1.1. Проблема самооценки в психологии……………………………………..5
1.2. Особенности самооценки учащихся старших классов………………...10
1.3. Соотношение факторов влияющих на развитие самооценки и ее роли в становлении личности индивида ……………15
2. Практическое изучение роли самооценки в становлении личности старшеклассника………………………………………………………….21
2.1. Описание методики и хода проведения исследования………………..21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов……………………26
Заключение……………………………………………………………...……33
Литература…………………………………………………………..………..34
Введение.
Изучению самооценки личности посвящены многие труды как отечест-венных, так
и зарубежных исследователей. Так, например А.Г. Спиркин, Б.Г. Ананьев, С.Л.
Рубинштейн рассматривали изменения, происходящие с само-оценкой в ходе онтогенеза
индивида в связи с изменением самосознания; И.И. Чеснокова, В.Ф. Сафин, А.В.
Захарова и др. рассматривали самооценку с точки зрения на ее роль и функции
в целостной структуре личности [13].
Из зарубежных авторов в контексте изучения проблемы самооценки наиболее известны
работы У.Джеймса, Р. Бернса, Ч. Кули.
Актуальность изучения роли самооценки на становление личности старшеклассника
очевидна. Немало отечественных авторов обращалось не-посредственно к самооценке
учащихся старших классов и ее влиянию на ста-новление личности последних. Однако
эти исследования все, как правило, были проведены еще в 70-е, а то и 60-е годы
прошлого века.
Ввиду этого возникает настоятельная необходимость обращения к изу-чению самооценки
в старшем школьном возрасте и ее роли в становлении личности старшеклассника
именно в отечественной научной традиции.
Это обуславливается тем, что, во-первых, именно в этот возрастной пе-риод решаются
задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения,
которое крайне затруднительно и даже невозмож-но без такой важной части самосознания
как самооценка; во-вторых, само-оценка влияет на формирование личностных характеристик,
стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во
многом обуславливает динамику направленности развития личности субъекта[4,с.24].
Кроме того, самооценка является показателем определенного уровня психологического
развития, выступает как «зеркало» личностных качеств человека, как уровень самоопределения[9,с.31].
И то, какими особенностями самооценки будет обладать старшеклассник, во многом
определит его дальнейшую судьбу.
Исходя из сказанного в данной курсовой работе определяются следую-щие:
Цель исследования: выяснить роль самооценки в становлении личности
старшеклассника.
Задачи исследования:
а) проанализировать психолого-педагогическую литературу по
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!