Курсовая работа по психологии
Тема: «Различия в отношении к болезни людей различного возраста»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. Теоретико-психологические аспекты изучения отношения человека к болезни…………………….6
1.1. Субъективное представление о болезни как детерминанта отношения к ней……………………………6
1.2.Факторы, влияющие на формирование субъективных представлений человека к болезни…………………..14
ГЛАВА2. Практическое исследование мировоззренческих установок людей разного возраста по отношению к болезни…………………………………….24
2.1. Описание методики и хода проведения исследования……………………...24
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………….29
Заключение………………………………………………………………………….36
Литература…………………………………………………………………………..38
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения отношения человека к болезни является одной из наиболее актуальных в психологической и клинико-психологической науке. Это ассоциируется с тем, что субъективное восприятие заболевания, полюс отношения к нему человека во многом определяет не только его психологический комфорт во время протекания недуга, но и правильный выбор лечения, а также конечный результат и дальнейшее восстановление после болезни либо ее надлежащий контроль[1],[3],[6].
Поэтому важно знать основные причины детерминирующие развитие того или иного субъективного представления человека о своем заболевании, с целью их учета в организации и проведении комплексной медико-социально-психологической реабилитации.
Особенно этот актуально в современном белорусском обществе, где остро стоят демографические проблемы, а забота о здоровье человека декларируется на государственном уровне.
Исследователи выделяют множество причин, влияющих на формирование того или иного отношения человека к своему заболеванию: от особенностей конституции больного до социокультурных детерминант.
Наиболее важными на наш взгляд в этом отношении выступают такие факторы как возраст, а также определенные мировоззренческие установки, которые тесно взаимосвязаны.
Возраст объективно определяет благоприятность лечения: чем человек старше тем, меньшими жизненными силами он обладает. Кроме того, было выяснено, что возрастные особенности определяют расхождения между субъективной оценкой болезни и ее объективными проявлениями, что важно при своевременной организации лечения[4].
Мировоззрение человека формируется в течение всей жизни и, по сути, определяет отношение человека ко всему происходящему, выступая в этом интегральным фактором его самоуправления и саморегуляции.
Очевидно, что следование тем или иным мировоззренческим установкам будет в целом определять отношение и поведение человека к текущим событиям своей жизни, в том числе и к таким неприятным как болезнь.
Надо отметить, что данная проблематика так или иначе освещалась многими авторами и широко представлена в научной литературе.
Так, например, Б.Д. Карвасарский в своем учебнике «Клиническая психология»[2] подробно останавливается на таком понятии как внутренняя картина болезни, рассматривает основные факторы, определяющие ее формирование на основе анализа исследований своих коллег.
Подобную информацию можно встретить и в других учебниках и пособиях, например, в «Введении в клиническую психологию» П.И. Сидорова, А.В. Парнякова [11] и т.п.
Однако, что касается изучения мировоззренческих установок людей различного возраста по отношению к своей болезни, то здесь нужно сказать о существовании определенного дефицита знаний. Кроме того, возраст и мировоззрение рассматриваются в предельно общем виде и как отдельные факторы, что с нашей позиции не совсем верно.
Таким образом, данная курсовая работа посвящена изучению мировоззренческих установок людей разного возраста по отношению к болезни
Цель исследования: изучить различия в молодом и пожилом возрасте по отношению к болезни.
Задачи исследования: а) выяснить особенности субъективного отношения человека к болезни;
б) охарактеризовать основные факторы, влияющие на формирование субъективного восприятия болезни;
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!