Курсовая работа по психологии.
Тема: "Изучение способностей школьников в педагогическом процессе"
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения способностей школьников в педагогическом процессе.
1.1. Понятие способностей, их общая характеристика
1.2. Особенности изучения способностей в психолого-педагогической науке 14
1.3. Способности учащихся в контексте педагогического процесса
ГЛАВА 2. Прикладные аспекты изучения способностей младших школьников в ходе педагогического процесса.
2.1.Методика организации и проведения исследования
2.2.Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение.
Выявление и всестороннее изучение способностей школьников является неотъемлемой задачей деятельности любого педагога. Это ассоциируется с тем, что способности, в общем определяемые как индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, по своей сути дают возможность человеку добиваться серьезных достижений и успехов в определенной области, обуславливая, в конечном счете, уровень функционирования всего социума в целом.
Поэтому чем раньше будут выявлены способности ребенка, тем больше вероятность их успешного развития в будущем, тем больше вероятность того, что став взрослым, он успешно пройдет этапы социализации, связанные с самоопределением и профессиональным выбором.
Исследователи приводят описание разнообразных видов способностей, начиная от умственных (интеллектуальных), заканчивая способностями к творчеству, изобразительному искусству, общению, работе с техникой и т.п.[2],[5],[7],[8]
Все они отмечают, что развитие способностей возможно тогда, когда создаются условия для их проявления. Очевидно, что именно обучение в общеобразовательных школах, колледжах, гимназиях, лицеях весь педагогический процесс, реализуемый в этих учреждениях образования, дает возможность проявлению самых разнообразных способностей ребенка, на которые учитель в первую очередь должен обратить свое внимание, как на естественный, природный ресурс дальнейшего развития своих подопечных.
К сожалению, можно констатировать, что во многих случаях из-за школьной перегруженности, нестабильности в системе самого образования, низкого уровня подготовки специалистов в контексте социокультурных реалий в нашей стране, многие педагоги не уделяют данной проблематике существенного внимания. Как правило, они ориентируются только на программные требования в плане реализации ее содержания.
Хотя еще многими классиками и не только в области образования акцентировалось внимание на необходимости изучения способностей в ходе педагогического процесса. Так, например Ф.Бэкон [18,c.124] указывал на то, что педагог должен выявить природные способности ученика, его склонности к тому или иному роду деятельности. Выделяя два приёма изложения материала — от простого к сложному и от сложного к простому, — Ф.Бэкон полагал, что их сочетание в наибольшей, степени содействует развитию интеллектуальных и физических способностей человека. Такого же мнения придерживался и Д.Дидро: задача просвещения состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им полное развитие. Г. Ноль [18,c.121], в своей работе «Pädagogische Menschenkunde» (Педагогическая антропология) подчеркивал необходимость формирования ученика в соответствии с его видимыми и скрытыми способностями, задатками, одарённостью, пластичностью, которые в своею очередь требую первоначального выявления и изучения.
Актуальность выбранной тематики подтверждают и работы современных авторов в области психолого-педагогической науки. Так, например известные российские педагоги В.А. Крутецкий и Н.Д.Левитов в своей книге «Способности и интересы»[22] заостряли внимание на тщательном изучении и учете способностей учащихся в ходе общеобразовательной подготовки с целью максимального их развития и включения в жизнь общества. Л.С.Выготский [6] указывал на необходимость постоянной и целенаправленной деятельности для проявления и развития способностей, что в детском возрасте может быть реализовано, только в ходе целостного педагогического процесса. В.Н.Дружинин [8] в своей монографии излагает результаты исследований отечественных и зарубежных исследователей в области психологии общих познавательных способностей (интеллекта, креативности, обучаемости). Приводятся данные, полученные автором и его сотрудниками в ходе исследований развития способностей, изучения их структуры, а также при разработке психодиагностических методик.
К сказанному можно добавить, что проблема изучения способностей в педагогическом процессе, тесно связана с проблемой выявления талантливых и одаренных детей. Ведь талант и одаренность выступают, по мнению большинства отечественных авторов[1],[14],[15] как генетически обусловленные компоненты способностей.
Таким образом, актуальность выбранной проблематики, а также противоречия между реальным положением в системе образования и все возрастающими требованиями общества на подготовку всесторонне развитой личности, дают основание определить проблему исследования: в чем заключается специфика изучения способностей школьников в педагогическом процессе.
Цель исследования: выяснить специфику изучения способностей школьников в педагогическом процессе.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность феномена способностей;
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!