СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Психолого-педагогические аспекты трудового воспитания школьни-ков……………………………………………………………………………
6
1.1. Формирование и становление трудовой деятельности, ее роль в разви-тии младших
школьников…………………………………………………. 6
1.2. Сущностные характеристики трудового воспитания…………………… 15
2. Прикладные аспекты осуществления трудового воспитания младших школьников………………………………………………………………….
20
2.1. Методологические принципы трудового воспитания учащихся………... 20
2.2. Основные условия эффективного трудового воспитания младшего школьника……………………………………………………………………
23
Заключение……………………………………………………………………….. 29
Литература………………………………………………………………………… 31
Введение.
Актуальность исследования. Трудовое воспитание учащихся общеобра-зовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне развитой, творческой личности с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к ок-ружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой потенциал[1],[9],[12],[13] и др.
1.Психолого-педагогические аспекты трудового воспитания школьников.
1.1. Формирование и становление трудовой деятельности, ее роль в развитии младших
школьников.
Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление
которой предполагает определенный уровень физического и психического развития.
Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того,
как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необхо-димые для
трудовой деятельности психические качества личности формиру-ются под влиянием
условий жизни и воспитания.
В детском возрасте подготовка к труду осуществляется в нескольких на-правлениях.
Прежде всего, необходимо сформировать у ребенка психологи-ческие предпосылки
будущей трудовой деятельности. К ним относится фор-мирование умения действовать
целесообразно, в соответствии с обстоятель-ствами и требованиями других людей,
развитие произвольных движений ру-ки, согласующихся с некоторыми физическими
и функциональные особенно-стями используемых предметов, развитие способности
заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность
их выполне-ния, формирование различных двигательных навыков[7, c.134].
Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование про-извольных движений
руки, закладываются основы согласованной работы ру-ки и глаза, формируются результативные
действия. По мере того как ребенок овладевает речью, появляется возможность
словесно регулировать его дейст-вия, он учится подчинять свое поведение элементарным
требованиям окру-жающих.
К дошкольному возрасту дети овладевают относительно развитыми дей-ствиями, которые
носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных
к продуктивным. Целью действий ребенка становится не только использование готового
предмета, но и преобразование его, развивается способность заранее представлять
результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, стремиться
к достижению определенного результата[2].
Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных практических
умений (например, умений пользоваться простейшими ору-диями), а также знакомство
со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует развития интеллектуальных
качеств, например способ-ности, планировать свои действия и предусматривать
их результаты. В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской
воли - ус-тойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению зара-нее
представляемого продукта и умения подчинить свое поведение постав-ленным целям.
В продуктивной (изобразительной, конструктивной) деятельности про-исходит дальнейшее
развитие произвольных действии, формирование разно-образных двигательных навыков.
Самообслуживание, изобразительная дея-тельность, изготовление различных поделок
из бумаги, бросового и природ-ного материала предъявляют довольно высокие требования
к целесообразно-му использованию предметов домашнего обихода и простейших инструмен-тов.
Происходит формирование специфических человеческих навыков, кото-рые П. Я. Гальперин
назвал «орудийными операциями». Формирование «орудийных операций», развитие
умения подчинять движения руки логике движения «орудия» имеет чрезвычайно важное
значение для подготовки ре-бенка к будущей трудовой деятельности[4]. Особое
значение для становле-ния трудовой деятельности имеет игра. В игре начинают
складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности.
Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную
воспитательную и ориентировочную работу, формируют главную предпосылку к общественно
полезному труду — определенное положительное отношение к трудовой деятельности
людей. В игре ребенок от-ражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения,
осваи-вает некоторые трудовые операции.
Известный отечественный психолог П. П. Блонский выделял специфиче-ские черты
труда детей. Он установил, что в этом возрасте трудно провести границу между
трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так как высшая форма труда —
творческий труд подобно игре заключает в себе эле-мент наслаждения процессом
деятельности. Он предполагал, что, играя, ре-бенок проходит лучшую школу подготовки
к творческому труду[2].
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми на бытовые или производствен-ные темы, можно
судить, как дети относятся к труду, что они считают в нем главным, какой характер
взаимоотношений отражают. Игра как ведущая дея-тельность ребенка позволяет не
только выявлять, но и сформировать поло-жительное отношение к труду, общественные
мотивы, высокие нравственные взаимоотношения. Психологический анализ детских
игр показывает, что ре-бенок усваивает особенности взаимоотношений, мотивы трудовой
деятель-ности, качества трудящихся людей только тогда, когда они входят в содер-жание
игры, а не навязываются со стороны.
С помощью родителей и воспитателей, под влиянием их требований ре-бенок постепенно
привлекается к выполнению сначала отдельных поруче-ний, затем более сложных
заданий, результаты которых необходимы не только для него лично, но важны для
других детей, для окружающих его взрослых. Несмотря на то, что объективная ценность
этой деятельности не-велика, велико ее значение для формирования волевых и нравственных
сто-рон личности, для подготовки ее к будущей полезной деятельности, для фор-мирования
общественных мотивов этой деятельности[1],[5],[11].
Трудовая деятельность детей на каждом возрастном этапе. В младшем детском возрасте
труд носит подражательный характер, но это не простая подражательность, а такое
сотрудничество, в котором ребенок постепенно становится помощником взрослых
в их бытовом труде. Работая сперва «па-раллельно» с копируемым им взрослым,
ребенок мало-помалу, не без внима-ния со стороны взрослого входит в более сложное
сотрудничество с ним в роли его помощника, правда, еще очень слабое. Стремление
ребенка участ-вовать в работе старших очень важно вовремя поддержать и использовать
с целью воспитания уважения к труду старших[12].
У младших детей участие в элементарной трудовой деятельности еще носит игровой
характер, так как привлекает своей занимательностью. Свое-образная взаимосвязь
с игрой сохраняется и в труде среднего, а иногда и старшего ребенка. Однако
трудовая деятельность детей не строится на одном интересе, хотя и не исключает
его. Об этом хорошо говорит А. С. Макаренко: ребенок «должен воспитываться так,
чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его заинтересованность, а
его польза, его необходимость... по мере развития ребенка даже самая неприятная
работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет
для него очевидна»[9, c.76].
Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!